3_14sklya (3_14sklya) wrote,
3_14sklya

Улаганское нагорье и сыпучий перевал.

Пока меня не увлёк вихрь встреч и новых впечатлений , спешу доделиться про Алтай.
На чём я остановилась ?
От Улаганского нагорья в долину реки Чулышман путь ведёт через Пазырыкские курганы . Их ещё "царскими " называют. Вблизи села Балыктуюль археологи-этнографами из Эрмитажа и Русского музея обнаружили пять больших насыпей. Их, конечно, пограбили слегка предки местных жителей, но на пользу. В разрытую часть попала вода , она замёрзла, образовав защитную линзу. Под ней всё и сохранилось процентов на 75. Учёные предположили, что это гигантские захоронения, деревянный сруб с семьёй,коврами, упряжками лошадей и прочим богатством. Все бритые, в париках. На лицо - не местные. Пазырыки, одним словом. Скифы понаехавшие. И завалены они были не местными камнями, а привозными хрен знает откуда. Сейчас эти семейства вывезены в Эрмитаж, к недовольству алтайских жителей.
Ведь не зря ж я в Питер метнулась после Алтая. Буду приобщаться к пазырыкской культуре.
Мы подъехали только к двум курганам. Машину бросили и босиком, по холодной траве. Я близко не подходила, не фотографировала. Ну его, это проклятье . Если от Улагана на восток взять, вдоль реки Башкаус и два шага на юг , то попадаешь в Кош-Агачский район. Там, на плато Укок, вообще принцессу нашли. Девушка в кургане так сохранилась( тоже благодаря вандалам, разрывшим верхний слой), что её мумию восстановили и лежит она в музее Горно- Алтайска.
Послушала я лекцию про невиданные захоронения с полным обмундированием и не поверила. По мне, так версия слабая. Это ж надо было в необжитом доселе месте рыть яму, туда сруб из лиственницы и берёзы городить, всех подъёмным краном послойно опускать, 14 лошадей заставить добровольно залезть. На них ведь никаких следов насилия... И камни сверху огромные инородные. Мне видится, приехали инородцы, выстроили избу и только зажили , как БАХ! ТАРАРАХ! С неба метеорит. Два метеорита! Тут всех и накрыло . Как были в сбруе, так и померли.
А принцессу Укока мы так и не увидели. В музее понедельник выходной, а мы там именно в понедельник и оказались. И жалко её, молодая девка, а уже онкологией страдала. Учёные установили.

К долине реки Чулышман. По дороге много мелких озёр с форелью. Местные сидят в кустах, и если притормозил на минутку, выбегают с ружьём и предложением платной рыбалки. Приходится выбирать.
В этих местах удивительная природа. Озёра рождаются неожиданно , и также уходят. Селевой поток перегородит речку, и в одночасье расщелина заполняется водой. Озеро Чирибигель на нашем пути тоже стихийного происхождения.

Подобрались мы на перевал Кату- Ярык.

Вот та витиеватая дорога - наш спуск.

А вот и долина реки.

Внизу домики. Нам туда надо.

Машина пошла с облегчением вниз. Мы пешком.

Вот такого качества дороженька.Но всего три километра.

Какой - то несчастный закипел.
Тихий ужас спускаться с перевала этого в ночи или по мокрой дороге. Камни в сыпучем грунте попадают под колёса, машина буксует и не движется. Местные подрабатывают, предлагая помощь. Ночью, правда обратно на дорогу камни набрасывают. Бизнес.
Про подъём - нервно молчу. Бог миловал.Но мы видели местных, на мопедах преодолевающих перевал.

А мы дошли до кемпинга. На берегу та же белая пыль, что и на дороге. Нервные сразу же по душным домикам. Остальные- в палатки. Мы, как оказалось, дежурим.
Видимо жара так утомила, что мне никто не мешал готовить ужин. Был позыв научить меня готовить борщ. Сделать полноценную обжарку, пассеровку и бланшировку силами костра. Но мой грозный муж погнал дам со сковородками. Я, наученная жж-шными склоками, повелела называть мой суп "красным" и не путать с аутентичным борщом. На этом все отстали и удалились. На ужин пришли все, даже особо немощные. М. принципиально не пробовала моё варево, хрустя общественным огурцом. И не вспоминая про ягоды. Остальных суп впечатлил, двое застолбили его на завтрак.

Сумерки на реке Чулышман.

На закате нагрели воды и мылись в тёмной реке.
Tags: Алтай, путешествия

• Лето в новых штанах.

Шла третья неделя холостой жизни. Нагуляно немногочисленное количество шагов, те три килограмма зацепились крепко и со всех прогулок возвращаются. Я…

• Дождалась.

Долгожданный дождь всё же сегодня. Прорвало горячий купол наконец-то. Им накрыло всю родину-мать и вчера натянуло на Швецию. Муж чемодан паковал…

• Какие новости?

«Классика на Дворцовой», чуть не забыла, что и туда случайно попала. О чём вспоминаю с восторгом!…