3_14sklya (3_14sklya) wrote,
3_14sklya

Водопад Учар и другие приключения.

И хоть никто меня за рукав не дёргает, про Алтай я допишу.
Прошлая неделя не прошла в сладостном безделье , но пыталась. Были в моём календаре и прогулки по монастырям Москвы, и географические открытия во время вело и роликовых прогулок, и ночной забег по ИКЕА, увенчавшийся барным столом, и подготовка к несостоявшемуся пикнику, и дважды празднование приятного события...
Впереди ещё неделя отпуска, полная планов и хорошей погоды.
Но остановилась я в долине реки Чулышман. Оттуда и поплыву.
Долина защищена с одной стороны Чулышманским нагорьем, с другой- Улаганским плато. Летом там всё время жарко, в местных садах вызревают яблоки и сливы. Раньше их вывозили и продавали. Но нынче, не то что давеча: они никому не нужны. Пастбища в долине скудные, т.к. орошение примитивное. Что с гор стекло, тем и довольны. Прокапывают канавки, отводя ручьи в нужную сторону. По лугам строго нельзя ходить. Везде устрашающие плакаты: собак, сбившихся с тропы, расстреливают на месте, туристов- щедро штрафуют. Крупных посёлков мало, в основном - хутора. Дети на семейном хозяйстве до двенадцати лет, далее - интернат вдали от родных.
Утро следующего дня растворило облака и ударило жарой.IMG_7172.JPG
После вкусной молочной пшённой каши засобирались к переправе. Намечался большой поход вдоль реки Чульча, к водопаду Учар. Всего-то девять километров в одну сторону. Но при +36. И вверх.
В месте переправы река бурная. Лодка моторная, но паромщик с утра " болеет", поэтому гребёт - жена. Мотор ей заводить не позволительно, а веслом- пожалуйста.DSC_0120.JPG
Первая четвёрка( это мы) рисковала первой. Женщина лишь на середине реки призналась, что паромит впервые. Туда она как- то догребла, уносимая течением. Про обратно страшно подумать: выгрести против и ещё три рейса! СправиласьDSC_0124.JPG!
Пока мы молились в лодке, реку переплыл пёс. Он ещё в лагере к нам прилип и решил дружить за сушки. Назвали его Дружок.
От переправы шли по каменной долине.DSC_0129.JPG
Солнце уже не щадило. Первую, кого мы потеряли, М. Тихохонько повернула обратно и - в лагерь. Остальные, намазанные кремом и заряженные водой, пошли.
Добрели до кордона.
Пограничники продали билеты и оформили нас с напутствием: много змей, руками их не хватать, ногами не давить, ядовиты. При укусе- мчать в больничку, ибо лекарств ни у кого нет, связи - тоже. Не манкировать, как прошлогодняя женщина, которой - таки ампутировали палец. Напугали!
Первая половина тропы несложная, каменистая, узкая, но вполне проходимая.

Обогнали пенсионеров.
Полных и вспотевших. Плелись тихохонько. Насторожило, когда на привале в тенёчке обогнали уже нас. Потом мимо промчали подростки, в модной, но не туристической обуви. Жара разбивала наши ряды. Некоторые кисли под ёлкой.
В лидерах Валера, Сергей- водитель, Ира и Вадим( похоже у них романтик).
Антона мы нашли под сосной, голодного и несчастного. Все хотели пить, он - есть. Отдала ему шоколад, а он вспоминал вчерашнюю жареную колбасу.
Сами живы от ручья к ручью. Снимали кепки, наполняли ледяной водой и с визгом нахлобучивали на голову. Ну и пили, как ослы.Спаслись.
Вторая часть тропы отсеяла Олю и отдалила от нас семью из трёх человек.Тропа стала рваной и крупно-каменистой. Да ещё по скобам пришлось проходить.

Оказывается нам повезло, тропу оборудовали скобами недавно. До того инструкторы брали верёвки и крючья для безопасного движения.
Ровно полчаса мы считали себя героями, пока нас не обогнал мужчина в пляжных тапках, с ребёнком на загривке и малолеткой за руку. Потом семья крупногабаритных неповоротливых тел. Мы только уступали им путь и понижали самооценку.
Всю дорогу нас сопровождал Дружок, обгоняя и поджидая нас. Сушки кончились, и он шёл на честном слове. Перед водопадом нырнул в кусты и выволокся с добычей. Прямо на тропе распотрошил чёрного зверька. И уже сытый привёл нас к привалу. От сыра вежливо отказался.
Вдоль Чульчи офигенные виды. Но доставать камеру на жаре мучительно и лениво.

Чаще снимали на тапок телефон.

К водопаду добрели к часу дня, потратив три часа и упав замертво.
Моя рубашка в белых разводах. Столько соли из меня было добыто!

Общественный перекус составили: банка килек, сыр, колбаса, шоколад и хлеб. Кильки в жару- это блеск! Оказывается, голодный Антон героически нёс колбасу, не притронувшись к ней в пути!
У водопада на белой отмели организовано купание. Там мы застали группы отдыхающих и бодрых людей.

Что это за сверхчеловеки, добровольно проскакавшие по камням, ради визга в ледяной воде? Москвичи против них- слабое звено. Это я поняла через час, на обратном пути. Когда нас обогнали и старики и дети и толстые тёти.
Семья наших друзей таки дошла к Учару с часовым разрывом и осела отмокать с остатками общественного питания, а мы повернули взад.

Если бы не тень во весь обратный путь, мы бы умерли. Также карабкались по камням и не могли напиться. На одном из каменных перелазов Антон вывернул щиколотку. Дальше скакал не так бойко.
К шести вечера дружок вывел нас к переправе.

Паромщика полагалось выкрикивать со своего берега. Приплыл "поправивший здоровье" мужчина на моторе. Собаку из лодки прогнал. Говорит, плохой пёс, продажный. Не друг вовсе. А Кузя. У местных особое отношение к животным. Они и ездовых собак только зимой кормят, а летом прогоняют со двора на подножный корм. По осени- отлавливают.
В лагере М. с Ирой сварили рыбный сайровый суп. Ибо дежурили, подумали все, ибо добрые, похвалили себя они. Похлебали.
После жаркого перехода хотелось купнуться, но вода студёная. Ноги синели в минуту.
На восемь заявлена баня. Чтобы без скандала, первые полчаса - наши с мужем. Тем более, не все ещё и пришли. Валера с биноклем вглядывался в противоположный берег, ожидая отставших. Мёртвая троица приползла к девяти, не в силах есть и мыться.
В бане пропарили все члены. Стонали, окатываясь ледяной из ведра. А потом млели у костра под Валерины рассказы.
Особо интересно было послушать про категорийный поход на лыжах, по Хакасской тайге, с заходом к знаменитой сибирской отшельнице Агафье Лыковой.Она живёт одна, после смерти в 1988 г. отца, в "таёжном тупике", на территории Хакасского заповедника, в труднодоступном районе. Чтобы пройти часть пути по замёрзшей стремнине реки Еринат, пришлось дожидаться 50 - градусного мороза. Только тогда по льду безопасно идти. Ну а до избушки Агафьи ещё и лесом и 100 метров в горку. Кто не знает, в 1937 году семья старообрядцев Лыковых ушла в тайгу. Жили в землянке, без связи с миром. Без соли и хлеба. Ни про войну, ни про победу не знали. Обнаружили их в 1978 - м геологи. И давай помогать и навещать. Заразу какую - то привезли. А ведь они таблеток не признают, только травы. Но не спасли травы. Умерли сначала брат с сестрой, затем- отец. Сейчас Агафье Карповне 75 лет. Еле справляется одна с козой и курами. Да огород на ней. Был сосед, одноногий бывший геолог, да год назад помер. Вот Валера с группой и решили навестить бабушку. Прожили там несколько дней, дров накололи, помогли. И, пока река не оттаяла, в пять утра двинули обратно...
Всё это слушали мы под звёздным небом, у костра.
На завтра - ранний подъём, и выход в 9 утра к "Каменным грибам". Но те, что дежурные, ушли спать в соседний лагерь, в баню. Кто будет завтра в семь взывать к их совести?
Tags: Алтай, путешествия

• Лето в новых штанах.

Шла третья неделя холостой жизни. Нагуляно немногочисленное количество шагов, те три килограмма зацепились крепко и со всех прогулок возвращаются. Я…

• Дождалась.

Долгожданный дождь всё же сегодня. Прорвало горячий купол наконец-то. Им накрыло всю родину-мать и вчера натянуло на Швецию. Муж чемодан паковал…

• Как я рад! Как я рад! Снова еду в Ленинград!

Фуршет по поводу. Завершили сборку теплицы для мамы. Маман приняла работу и... бокал вина…

• Лето в новых штанах.

• Дождалась.

• Как я рад! Как я рад! Снова еду в Ленинград!